Гора Демерджи
(Записано В.Кондараки.)
На Южном берегу Крыма, в виду Алушты и татарских деревень Шумы и Демерджи, существует громадная скала оригинальной формы. Под нею окрестные жители и теперь указывают на здание, погребенное павшим с вершины ее гигантским камнем.
Я осматривал это место с целью раскопать его, но против этого восстали некоторые старики из боязни заслужить гнев Божий. Впоследствии, я узнал от одного грека существующую легенду по поводу этого печального события. Передавая ее, я по возможности буду держаться точных слов рассказчика:
Всем известно, что в Крыму не создано скалы выше Демерджинской. Там с незапамятных времен Творец неба и земли создал две громадные колонны из камня, чтобы праведные и грешные люди сознавали бы свои деяния и верили в действительную заботливость о человечестве Правосудного Бога.
Высоко-высоко подымались над вершиною скалы эти священные столбы. Взойдет ли солнце — оно приветливо посылает к ним свои первые лучи, и колонны раздвигаются, выражая этим благоволение Бога к беспорочным деяниям дневного светила. Подует ли ветерок с боголюбивого востока — он спешит облобызать нерукотворные колонны и, получив от них отрадную весть Божьего благословения, затем уже резвой струею разольется по миру. Пробудится ли на заре могущественный айтос (орел), властитель птиц небесных, — он преклоняет голову к подножию священных колонн и до тех пор не уйдет в полет, пока не раздвинутся колонны — счастливые благовестники Творца вселенной. Вспорхнет ли из гнезда молодая ласточка впервые на свет Божий — она сначала прощебечет молитву у священных столбов и потом уже пустится плавать по бесконечному океану воздуха. Покажутся ли на небосклоне тучи небесные — ни одна из них не минует Демерджинской скалы, чтобы не преклониться перед священными колоннами, воздвигнутыми Господом на этой громадной возвышенности.
Но горе тем, пред которыми сомкнутся священные столбы: проклятие Всевышнего должно истребить грешника, он превратится в уродливый камень и сто лет спустя будет свержен со священной вершины в бездонную пропасть. И не отдохнет уже на этом черном камне ни путник усталый, ни орлица раненая, ни филин зловещий; все будет чуждаться окаменевшего грешника — даже червяк и хищный змей минуют его с прикрытыми глазами. И вот на этой, достающей до неба, скале, за священными столбами, на зеленеющей равнине, внезапно явился обширный храм с сияющим крестом. И увидели люди сходящего к ним старца, убеленного сединами. Праведный старец, покрытый рубищами, изнуренный телом, но бодрый духом, хранит в душе тайну внезапного явления своего. Ничей язык не дерзает спросить его — кто он, откуда явился и кто ему поведал, что на отдаленном краю мира, на неизмеримой каменной высоте, прикрываемой пеленами туч, воздвигнуты священные столбы; никто не дерзает полюбопытствовать: какою силою воздвигнут в дикой пустыне храм, поражающий грешных людей и чудотворным действием, и великолепною наружностью. И не раз, бывало, любознательные обитатели подножия священной скалы приглашали таинственного пришельца к своему очагу в надежде выслушать исповедь его, но старец говорит только о чудесах пострадавшего за нас Богочеловека и призывает их к покаянию.
Не раз, бывало, девы безгрешные, утоляя жажду изнуренного старца, возвращающегося из отдаленных окрестностей, предлагали ему покойное ложе и просили поведать им свои нужды; не раз, бывало, малолетние дети, научаемые родителями, целуя рубище его, спрашивали: кто он такой, как его зовут, и зачем поселился на вершине святой скалы? Но таинственный старик, благословляя их на жизнь отрадную, уклонялся от ответов. Между тем, все замечали, что с того времени, как ступил на их землю благочестивый старик, в народе поселилась дружба и любовь, земля и море стали баснословно изобильными.
Но вдруг не стало благочестивого старца — хранителя священных колонн. Напрасно его выжидали обитатели у подножия священной скалы с утра до поздней ночи; напрасно они приносили к источнику, куда обыкновенно сходил старик за водою, свежий творог и мягкий хлеб. Увы, исчез без вести таинственный служитель. И подумали все, что он покинул обитель свою и возвратился к гробу Господнему, чтобы там почить в мире. Потом им казалось, что Господь удалил его от нечестивых грешников, чтобы поразить их несчастьями. И не раз, бывало, томимые этою мыслию, со слезами на глазах и уже лишенные прежних благ земли и моря, они умоляли милостивого Творца возвратить к ним благочестивого пустынника. Но тщетны были их стоны и слезы. Между тем, на крышах домов у подножия священной скалы в поздние часы ночи начал показываться неизвестно откуда прилетевший огромный белокрылый орел: прокричав страшным голосом, он исчезал во мраке ночном. Старики, пробуждаемые этим криком, с ужасом подымались с ложа своего, зажигали пред ликами святых угодников лампады и горячо молились Господу о спасении их от предстоящих бедствий. Потом, снова прильнув головою к подушке, мечтали, что в образе орла навещает их благочестивый странник и, быть может, из сострадания предвещая гнев Божий, требует всеобщего покаяния. И опечаленные духом, богобоязливые обитатели подножия Демерджинской скалы до восхода солнца спешили стать на молитву в деревенском храме. В таком печальном настроении души долго находились древние обитатели окрестных селений Алушты.
Они начали терпеть не только голод, но и беспрестанные набеги морских и степных разбойников. Несчастье это заставило их во что бы то ни стало открыть причины исчезновения благословенного старца. По решению старейшин обязаны были все взойти на поверхность скалы и пройти между священных колонн. Предполагалось обвинить в страшном грехе того, пред кем сомкнутся эти колонны. Когда наступил урочный день, народ после Божественной литургии потребовал от духовника своего последовать за ними к священным столбам; но он отказался под предлогом изнеможения и скрылся в хижине. Все же остальные с пением священных молитв взобрались на священную возвышенность и, преклонив колена, начали по одному проходить меж славных колонн. Последнею приходилось пройти молодой девушке, слывшей в селении за самую честнейшую. Ее звали Орфелиною, т. е. сироткою, потому что она не имела никого родных и была удочерена деревенским священником. Орфелина опустилась на колени и медленно начала подвигаться к священным колоннам.
Приблизившись к колоннам, Орфелина подняла глаза, полные слез, к небу и, казалось, страшилась сделать последнее движение вперед.
Народ, заметив нерешительность сиротки, зашумел и начал торопить несчастную. В этот момент послышался какой-то подземный гул. Орфелина с трепетом возвела глаза к святому храму, на сияющем кресте которого внезапно появился белокрылый орел, и быстро двинулась к колоннам. Но прежде чем несчастной удалось вымолвить слово, священные столбы сомкнулись и вместе с грешницей погрузились в недра скалы, а оттуда вылетел гигантский черный камень, который со страшным шумом взвился к небу и упал на дом деревенского священника, который и исчез под тяжестью его.
Тогда только народ постиг причину внезапного исчезновения благочестивого старца: страшный грех прелюбодеяния духовного отца с беззащитною сиротою, которой он дал, пред Богом, имя родной дочери.
С того времени не существует на Демерджинской скале никаких следов ни от храма, ни от священных колонн; но камень, погрузивший в землю дом грешника, сохраняется навсегда в пример будущему человечеству.
Добавить комментарий